Проректор ГГХПИ по научной работе Т.А. Печенёва, декан факультета декоративно прикладного искусства и дизайна Г.П. Московская, заведующая кафедрой сервиса и туризма Т.Б. Лисицына и студентки факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна Ирина Сивова и Дарья Красникова побывали в Чехии.
Целью поездки было заключение договоров с чешскими художественными вузами и колледжами о сотрудничестве, знакомство с обучением в профессиональных учебных заведениях и, разумеется, с достопримечательностями, культурой страны.
Заведующая кафедрой сервиса и туризма Т.Б. Лисицына посетила в Праге Академию языковой и профессиональной подготовки и Институт отельного бизнеса.
Институт отельного бизнеса в Праге функционирует в области высшего образования по специализации гостиничное хозяйство, гастрономия, турбизнес и маркетинговые коммуникации с 1999 года.
C чешскими коллегами был заключен договор о сотрудничестве в области науки, культуры и образования. В настоящее время группа студентов факультета сервиса и туризма ГГХПИ по приглашению руководства языковой академии собирается принять участие в образовательном семинаре на базе этого вуза.
Маршрут основной части нашей делегации был более сложным. Вот как описывает поездку студентка пятого курса факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна Дарья Красникова.
Прага
Первым учебным заведением в Чехии, которое мы посетили, была пражская высшая специальная и средняя художественная школа имени Вацлава Холлара (Václav Hollar), которую в шутку и любовно студенты называют «Холларка».
Эта школа, как синоним двух явлений: атмосферы и традиции. Художественная школа предлагает следующие направления четырехлетнего образования: рекламная графика, керамика, дизайн. Администрация школы встретила нас очень гостеприимно. Нам показали учебные мастерские и подарили на память каталоги студенческих работ. Более всего привлекала внимание царящая в школе творческая свобода. Яркие и смелые формы в дизайне, порой хулиганские решения в керамике и графике. Для студентов мы провели мастер-класс по росписи, который очень заинтересовал всех.
В Пражской высшей художественной школе мы познакомились со студенткой выпускного курса, россиянкой Александрой Чагиной. Саша помогла нам в общении со студентами, выступая в роли переводчика по специальной терминологии, рассказала о своей учебе. Учиться здесь ей нравится, но трудоустройство под большим вопросом…
Из Праги наш путь лежал в Турнов, в среднюю художественно-промышленную и высшую специальные школы.
Тоже народный промысел
Как выяснилось, это первая в Европе художественно-промышленную школа по изготовлению камней, обработке металлов и производству ювелирных украшений, она была основана в 1884 году.
Стоит отметить, что гранильные мастерские работали в Турнове с XVI века, в них обрабатывали и шлифовали местные и привозные драгоценные камни. Наивысшего расцвета это предпринимательство достигло в XVIII и XIX веках, когда здешними ювелирными изделиями торговали во всем мире. Таким образом, ювелирное искусство здесь можно назвать исконным и традиционным промыслом. Преподаватели школы познакомили нас с ювелирными работами, мы побывали в кузнице, где студенты делают удивительные вещи из металла: инсталляции, предметы для интерьера и экстерьера.
Есть чему поучиться друг у друга
Последней в списке вузов, с которыми мы заключили договор, была школа художественного и промышленного дизайна (колледж) в городе Бехине, которая известна как одно из первых в мире профессиональных учебных заведений подобного рода.
Школа основана в 1886 году и за всю свою историю насчитывает 3805 выпускников. Это учебное заведение тесно сотрудничает с такими странами, как Италия, Германия, Австрия. Студенты регулярно стажируются в Италии, ездят на известные выставки в Париже и Вене. Школа художественного и промышленного дизайна активно работает с музеями, галереями как в Чехии, так и в других странах мира. Выпускники, благодаря вековым традициям, досконально владеют технологией производства. Они становятся квалифицированными дизайнерами и впоследствии – сотрудниками художественных отделов промышленных предприятий. Многие продолжают обучение, получая высшее образование в Академии искусства, архитектуры и дизайна в Праге (VŠUP), Академии изящных искусств в Праге (AMU) и в Западночешском университете.
Сегодня здесь обучают промышленному дизайну, графическому дизайну и дизайну керамики. Студенты получают знания в области художественной теории, истории искусства, эргономии, экономики, компьютерной графики, технологии, чешского и иностранных языков и других общеобразовательных предметов. Основной частью программы обучения является создание собственных художественных проектов и их реализация при помощи различных материалов (бумага, полиэстер, эпоксид, каучук, дерево, метал, глина, гипс) в мастерских школы. А также создание визуализированных проектов в 3D, в программе Rhinoceros и др.
На отделении дизайна керамики студенты получают знания в области художественной теории, истории искусства, технологии, экономики, чешского и иностранных языков, основ компьютерной графики и других общеобразовательных предметов. Главной частью образовательного процесса является создание собственных художественных проектов и их реализация при помощи различных керамических материалов. Размеры школьных печей позволяют изготавливать и объемную пластику, и экстерьерную керамику. Дополнительные возможности дает также специальная печь для обработки дерева.
Наш мастер-класс по росписи очень понравился студентам и преподавателям. Многие взяли кисти и попробовали повторить основы традиционной гжельской росписи. Благодаря внимательности и упорству у ребят стало получаться почти сразу, правда, знаменитую гжельскую розу никто так и не нарисовал. Все отметили, что у нас очень высокий уровень подготовки по традиционным академическим дисциплинам, в том числе и по живописи, а в Чехии это утрачивается, о чём с большим сожалением сказал директор школы г-н Иржи Новотный.
Директор показал нам художественные мастерские и депозитарий. Более всего понравилось оснащение классов. В гипсомодельной мастерской мы насчитали 15 электрических станков для моделирования. В майоликовой мастерской каждое учебное место оборудовано гончарным кругом и турнеткой. Светлые и просторные помещения располагают к творчеству. Цех печного обжига оснащен пятью печами. Керамические материалы студенты разрабатывают и производят сами в зависимости от потребностей в условиях лабораторных классов и заготовительного цеха.
Так что нам есть чему поучиться друг у друга, и хочется надеяться, что этому будут способствовать соглашения о сотрудничестве, заключенные в каждом из этих учебных заведений.
Дарья Красникова,
(ДПИ-5)