В течение октября 2017 года доцентом кафедры психологии и педагогики Н. Н. Уваровой проведен цикл лекций в новой интерактивной форме – лекции вдвоем. В необычном эксперименте участвовали Полина Горжуенко, студентка 1 курса направления подготовки 38.03.03 Управление персоналом и Андрей Иванюшко, студент 2 курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

Лекция вдвоем – это работа двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателя и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. Такая лекция содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы, так и в структуре подачи материала, который строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики. Лекция создает полифонию, эмоционально-положительную атмосферу, высокую степень мотивации и вовлекает слушателей в активный диалог. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно.

Эта лекция представляет собой мини-игру, «театр двух актеров». Она предполагает высокую степень импровизации в поведении лекторов, что поможет будущим преподавателям или управленцам быстро и эффективно реагировать на сложные профессиональные ситуации, которые могут возникать в их будущей деятельности.

Так, Полина Горжуенко совместно с Н. Н. Уваровой проводила занятие по дисциплине «Психология» на тему «Человек как индивид. Личность и её становление в процессе общения» предлагала много визуального материала и старалась ступить в активную дискуссию со студентами. Спор же между двумя лекторами, Полиной и Натальей Николаевной, в вопросе взаимосвязи «биологического» и «социального» в личности вызвал самый большой интерес, но бреймсторминг выявил, что за основу в изучении понимания личности необходимо брать биосоциальный подход.

Андрей Иванюшко (группа ПО(ИЯ)-БО-16) совместно с Н. Н. Уваровой проводили лекцию по теме «Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний». При рассмотрении вопросов о механизмах регуляции психических состояний, функциях и видах психологической защиты Андрей пробовал включить студентов в освоении элементов аутогенной тренировки, что вызвало большой интерес и положительный эмоциональный всплеск.

Такая практика является способом перехода от традиционных к активным формам обучения. «Лекция вдвоем», по мнению студентов, отличается более высокой степенью активности восприятия, мышления и вовлеченности слушателей, дает большой педагогический эффект.

Главным результатом такой деятельности является активное желание студентов участвовать в подобного рода экспериментах. Студенты учатся методике построения устного выступления и технологии ораторской деятельности, что направлено на формирование способности или готовности будущего специалиста к реализации определенных трудовых действий в сфере обучения, воспитания и управления.

 

 В готовности перед занятием 

В готовности перед занятием

 

На лекции 

На лекции

 

Полина Горжуенко пробует себя в роли преподавателя 

Полина Горжуенко пробует себя в роли преподавателя

 

Спор двух лекторов о важности биологического и социального в личности 

Спор двух лекторов о важности биологического и социального в личности

 

Обсуждение способов выхода из эмоционального стресса во время подготовки к сессии 

Обсуждение способов выхода из эмоционального стресса во время подготовки к сессии

 

Заинтересованность Андрея данной темой передалась всему курсу 

Заинтересованность Андрея данной темой передалась всему курсу

 

Анастасия Скрыпник и Алена Семенова участвуют в демонстрации элементов аутотренинга 

Анастасия Скрыпник и Алена Семенова участвуют в демонстрации элементов аутотренинга