Фронтиры прогресса: трансформация образования и роль университетовВ рамках научно – прикладной конференции «Фронтиры прогресса», прошедшей в Сколково 22–23 мая 2025 года, одной из ключевых тем стала дискуссия о будущем университетов. Участники форума — представители академического сообщества, технологических компаний и образовательных стартапов — обсуждали, каким должен быть университет будущего и какие изменения необходимы, чтобы образование соответствовало требованиям стремительно меняющегося мира. Ректор Сколтеха, академик РАН Александр Кулешов в своем обращении назвал конференцию пространством открытого диалога о передовых технологиях, науке и образовании, о самых актуальных технологических вызовах, стоящих перед обществом, наукой и индустрией. Особое внимание уделялось вопросам цифровизации, развития гибких образовательных траекторий, внедрения искусственного интеллекта и персонализированных образовательных платформ. Прозвучали мнения о том, что классическая модель университета с жёсткой иерархией и устаревшей бюрократической системой теряет свою актуальность, а на смену ей приходят более гибкие, сетевые формы организации образования. Важной частью обсуждения стал вопрос: исчезнут ли университеты как alma mater образования? Многие эксперты согласились, что университеты, как физические пространства и сообщества, сохранят свою значимость, но их функции и формат существенно изменятся. Университет будущего, по мнению участников форума, — это не только место получения фундаментальных знаний, но и площадка для формирования междисциплинарных команд, реализации стартапов и обмена опытом между представителями разных отраслей. Всё чаще звучали идеи о необходимости интеграции образования, науки и бизнеса, а также, о развитии навыков, которые невозможно получить исключительно в онлайн-среде. Однако часть экспертов высказала предположение, что благодаря развитию технологий и удалённых форматов обучения, университеты могут трансформироваться в глобальные виртуальные сообщества, где образование будет непрерывным и максимально персонализированным. Обсуждался сам термин «фронтиры» и его значение в современном образовательном и научном дискурсе. С одной стороны, фронтиры — это передовые рубежи науки и технологий, зоны, где рождаются новые идеи и прорывные решения. С другой стороны, фронтиры — это площадки для открытого диалога, обмена опытом и построения горизонтальных связей между профессионалами из разных областей. Таким образом, форум в Сколтехе стал не только местом обсуждения трендов и вызовов образования, но и самой по себе площадкой-фронтиром — пространством, где формируются новые смыслы, рождаются коллаборации и вырабатываются стратегии для движения вперёд.
Форум Фронтиры Прогресса, Сколтех
Зав.кафедрой ПП, д.п.н., профессор С.Н. Жданова |