Адрес: Телефон: +7 (496) 464-75-33 (институт СГО), Электронная почта: Список телефонов руководителей структурных подразделений
|
Образование - важнейший стратегический ресурс развития общества. В современных условиях главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности четко обозначена в Законе Российской Федерации «Об образовании», определяющем образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Воспитание личности в период обучения в вузе - важнейший этап социализации молодежи, связанный с формированием социально зрелой личности. Этим диктуется необходимость системной постановки воспитательного процесса в вузе, при которой данная сфера деятельности выступает в органическом единстве с учебным процессом и научно-исследовательской подготовкой студентов. Взаимосвязь и взаимозависимость учебной, научной и воспитательной работы определяется целой совокупностью качеств, установок и ценностных ориентации личности, определяющих профессиональную и социальную компетенцию специалиста. Немаловажным аспектом сопряжения учебных и воспитательных задач в контексте образовательной политики является и проблема социально-психологического комфорта в студенческой среде. Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит оттого, как выстраиваются отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским корпусом, между студенчеством и администрацией вуза. Только совокупное действие таких условий и средств воспитания, как создание благоприятной образовательной среды, влияние личности воспитателя и его деятельности, личностное и социально-ролевое общение, активная творческая деятельность студентов, соотнесенная с особенностями их социально-возрастного периода развития, может дать положительный эффект.
1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Под воспитанием в данной концепции понимается органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность, ориентированная как на формирование социально значимых качеств, установок и ценностных ориентации личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста. Политика Гжельского государственного художественно-промышленного института в сфере воспитания определяется его задачей сохранения и творческого развития образования, основанного на фундаментальности подготовки, ориентации на базовые ценности общей и профессиональной культуры, взаимодействии естественнонаучного и гуманитарного знания, интеграции учебной и научной деятельности, академических свободах и опережающем характере образования. Данная миссия воплощается в модели специалиста, выпускника Гжельского государственного художественно-промышленного института, ориентированной, помимо профессиональной компетентности, на сохранение традиций народного промысла «Гжель» народных промыслов России, на воспитание таких социально востребованных качеств, как гражданская ответственность и самодисциплина, толерантность и владение навыками межличностного общения, креативность и предприимчивость, способность к анализу, рефлексии и саморазвитию. Исходя из этого стратегическая цель воспитательной политики, реализуемой в ГГХГЩ, может быть определена, как обеспечение оптимсиъных условий для становления и самореализации личности студента, будущего специалиста, обладающего, высокого культурой, гражданской ответственностью качествами лидера, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству. Постановка стратегической цели позволяет сформулировать обусловленные ею задачи воспитательной работы: • формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности; • приобщение студенчества к общечеловеческим ценностям, национальным устоям и академическим традициям, воспитание студентов в духе институтской корпоративности и солидарности, профессиональной чести и научной этики; • обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, • формирование личностных качеств, интернациональных, духовных, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; • воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания. Исходя из поставленной цели воспитания и вытекающих из нее задач могут быть следующие направления воспитательной деятельности: • гражданское, патриотическое и правовое воспитание - меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, региона, института; усвоению норм права и модели правомерного поведения; • духовно-нравственное воспитание - создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни; • профессионально-трудовое воспитание - формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной специальности, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики; • эстетическое воспитание - содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании произведений искусства; • физическое воспитание - совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового образа жизни: • экологическое., воспитание, понимаемое не в узком природоохранном, а в широком культурно-антропологическом смысле: воспитательная работа должна быть нацелена на осознание студентами того, что экологические бедствия суть не проблемы природы, а проблемы человека, его долга и вины перед природой.
2. УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Эффективность воспитательной работы в ГГХПИ определяется следующими условиями: • наличие теоретико-методологического и методического обеспечения воспитательной работы, а также нормативной базы, регламентирующей деятельность подразделений, должностных лиц и всех участников воспитательного процесса, • наличие организационной структуры управления воспитательной деятельностью, обеспечивающей четкое взаимодействие между всеми участниками воспитательного процесса и принятие решений на основе анализа достоверной информации, поступающей по каналам обратной связи; • наличие органов студенческого самоуправления и других общественных объединений, формирующих среду социального, интеллектуального и творчества студентов; • наличие материально-технической базы и финансового обеспечения внеучебной работы. Средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя, традиции и ценности академического сообщества, гуманистический характер институтской среды. Исходным пунктом построения программы воспитания студентов ГГХПИ должна стать забота о качестве научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава. Воспитательная миссия преподавателя проявляется в неукоснительном соблюдении правовых и нравственных норм, правил поведения и внутреннего распорядка, следовании принципам профессиональной и научной этики. Демонстрируя приверженность традициям и ценностям академического сообщества, преподаватель способствует их усвоению самими студентами, осознанию ими своей принадлежности к институтскому и профессиональному сообществу. Значительное влияние на личностное и профессиональное становление будущего специалиста оказывает институтская среда. Важнейшими ее компонентами являются история, традиции и ритуалы как символическое выражение причастности к институтскому братству, духовно-нравственный климат в коллективе института (доминирующие идеалы, нормы и правила взаимоотношений, уровень психологической комфортности и социальной защищенности), внешнее и внутреннее оформление, материально-техническое оснащение института.
3. ВИДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Воспитание в процессе обучения и внеучебной научно-образовательной деятельности Учебный процесс в целом, каждая дисциплина в отдельности нацелены на решение воспитательных задач, которые имеют свою социально-возрастную специфику на разных стадиях реализации образовательных программ. Если на 1-2 курсах преимущественное значение имеют задачи социально-гражданского и общегуманитарного развития, то на 3-4 приоритетным становится творческое приобщение студентов к избранной специальности, акцент делается на формирование умений и качеств, необходимых в будущей профессии, На заключительном этапе обучения (4-5 курс) завершается формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста, при этом резко возрастает удельный вес индивидуальной работы со студентами. Общение студентов с преподавателем, начавшись на занятиях, получает естественное продолжение во внеучебной работе. Огромное значение в плане личностного и профессионального становления будущих специалистов имеют различные внеаудиторные формы научно-образовательной деятельности: клубы, кружки, научные общества. Социально-психологическая адаптация и корпоративное воспитание студентов Преподаватель играет ключевую роль как в обучении студента и усвоении им профессиональных умений и навыков, так и в самом процессе вхождения студента в институтское сообщество. Адаптация первокурсников к условиям обучения в институте является одной из важнейших учебно-воспитательных проблем, поскольку стресс, естественно возникающий при вхождении абитуриентов в институтскую среду негативно сказывается на успеваемости первокурсников. В немалой степени влияет на это и несформированность учебных коллективов, что также требует направленного социально-психологического воздействия. В этой связи особое значение приобретает институт кураторов, оказывающих помощь студентам ц освоении навыков учебного труда, решении их психологических проблем, знакомящих их с традициями и нормами институтской жизни. Одновременно, работа кураторов становится и первым шагом на пути к корпоративному воспитанию студентов. Другими формами воспитания институтского патриотизма являются ознакомительные экскурсии для студентов-первокурсников по объектам ГГХПИ, посвящение в студенты, проведение общеинститутских и факультетских праздников. Важным средством воспитания в духе институтского братства и гордости за А1mа Маtеr являются Дни выпускника. Студенческое самоуправление В современных условиях объективно назрела необходимость в подготовке специалистов с опытом управленческой работы. Важнейшим фактором, положительно влияющим на самореализацию студенчества, повышение социальной активности и личностной заинтересованности учащейся молодежи является проведение комплекса воспитательных мероприятий на основе развития студенческого самоуправления. Современное студенческое самоуправление может и должно стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты студентов. Основной целью деятельности студенческого самоуправления в ГГХПИ, является создание условий для раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов. Наиболее полно эффективность воспитательной работы студенческого самоуправления характеризуется такими показателями, как применимость получаемого студентами опыта в их будущей профессиональной деятельности, востребованность выпускников в сфере государственного управления, административно-хозяйственной роботе, политике и других областях общественно значимой деятельности. Культурно-досуговая и спортивно-оздоровительная деятельность Проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий призвано решать самый широкий спектр задач - от духовно-нравственного и эстетического до физического и экологического воспитания Уникальность нахождения производства, традиций, особенности работы и образа жизни гжельчан, забота о сохранении и развитии всемирно известного искусства явилась объективной предпосылкой создания системы комплексного образования и воспитания молодого поколения. Наиболее адекватны современным условиям и задачам подготовки специалистов и практике реформирования системы образования являются здоровье-сберегающие технологии, под которыми понимается совокупность методов, направленных на решение таких задач: • создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм, • охрана и укрепление здоровья студентов; • формирование в сознании студентов и преподавателей ценностей здорового образа жизни. Мир личности студента представляется как целостный мир - «мир культуры», где проявляют себя параметры духовного бытия личности, позволяющие ей реализовать себя. В систему оптимизации процесса социально-профессионального становления личности активно включены Дома культуры, музеи, кинотеатры, Интернет-кафе, библиотеки, спортивные залы, театр-шоу «Гжель*, вечера отдыха, культурно-массовые и зрелищные мероприятия. Воспитание - процесс непрерывного творческого поиска. Необходимо постоянно изучать и обобщать положительный опыт воспитательной деятельности, распространять его среди кураторов, на кафедрах и во всех других подразделениях института. Поэтому концепция воспитательной работы в ГГХПИ должна постоянно творчески развиваться и обогащаться. Она открыта для изменений, привносимых жизнью. |