Главная  
 

 
  Контакты  

Адрес: Московская обл., Раменский р-он.,
п. Электроизолятор, д. 67, ГГУ

Телефон: 
+7 (496) 469-75-33 (приемная комиссия),
+7 (496) 469-74-54 (приемная комиссия),
+7 (496) 464-75-33 (заочное обучение),
+7 (496) 469-76-40 (заочное обучение), 

+7 (496) 464-76-40 (секретарь),
+7 (495) 663-97-93 (секретарь)

Факс: 
+7 (496) 464-76-40

Электронная почта:
artgzhel@yandex.ru

 
Версия сайта для слабовидящих

 
 
  Баннеры  
Вход в систему дистанционного обучения
ГГУ в социальных сетях
Партнеры
Антитеррор
 
  История ГГУ  

 

 Публикации по истории университета

  

    У истоков становления художественного образования в Гжели стояли две выдающиеся личности: Сергей Григорьевич Строганов и Николай Васильевич Глоба.

1   2

СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ СТРОГАНОВ
граф, государственный деятель, участник Отечественной войны 1812 года, открывший в 1825 году на собственные средства в Москве школу технического рисования

 

ГЛОБА НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
камергер двора Его Императорского Величества, действительный статский советник, директор Строгановского художественно-промышленного училища

    Сергей Григорьевич Строганов – граф, государственный деятель, участник Отечественной войны 1812 года, открывший в 1825 году на собственные средства в Москве школу технического рисования, ставшую впоследствии Строгановским училищем.

    Глоба Николай Васильевич – камергер двора Е. И. В., действительный статский советник, член Совета Министерства торговли и промышленности, директор Строгановского художественно-промышленного училища.

    По его инициативе в 1899 г. Строгановское Императорское художественно-промышленное училище открыло в центре гжельской округи, селе Речицах, свой филиал для того, чтобы местные талантливые юноши и девушки получали художественное и практическое образование с узкоспециальными целями, преследуемыми местными кустарными производствами.

3  4

Отчет Строгановского училища об открытии филиальных отделений

    Так началась эпоха государственного художественно-промышленного образования на гжельском народном художественном промысле. Принципиально новая форма обучения художественному ремеслу детей гжельских мастеров была полностью внедрена в январе 1901 г., когда здесь стали проводиться регулярные занятия.

    В отчете преподавателя филиального отделения В. Трофимова отмечалось: «Посещали классы крестьяне с. Речицы в возрасте от 10 лет, 18–20 человек, преимущественно девочки, потому что распиской посуды занимаются женщины… Рисование велось применительно к фарфору и фаянсу. Работы учеников, представленные на рождественский экзамен, были отмечены преподавателями Строгановского училища, денежными наградами и удостоены похвалы педагогического совета. Дети обучались бесплатно, получали стипендию, бесплатное питание и одежду».

  Количество учащихся в Гжельском филиале Строгановского училища определялось лишь размерами помещения, площади которого сразу стало не хватать.

5   

Здесь располагался филиал Строгановского училища

 

  Специализация филиала была исключительно художественной. Никаких общеобразовательных предметов в учебной программе не было. Ученики сначала занимались копированием несложных образцов, затем переходили к самостоятельному творчеству, чему в немалой степени способствовали разнообразные учебные пособия, которыми снабжало свои филиалы Строгановское училище. Благодаря такому подходу будущие гжельские мастера имели возможность познакомиться с выдающимися произведениями искусства не только России, но и всего мира, что, несомненно, расширяло их кругозор и существенно повышало творческий потенциал.

  Первыми преподавателями филиала были Петр Яковлевич Овчинников и Викентий Павлович Трофимов – выпускники Строгановского училища 1899 г. «по орнаментальному делу». Овчинников умер в 1914 г., а Трофимов прожил долгую творческую жизнь и скончался в 1956 г. в Загорске.

6   
ТРОФИМОВ ВИКЕНТИЙ ПАВЛОВИЧ
Автопортрет
 

  В 1910-х гг. шла речь о расширении рисовальных классов, позже была построена и организована образцовая керамическая мастерская. К сожалению, начавшаяся в 1914 г. война приостановила расширение филиала, а последовавшая вскоре революция привела к приостановлению его деятельности. Тем не менее, филиал сыграл важнейшую роль и подготовил «площадку» для бурного развития художественно-промышленного образования в Гжели в первые годы Советской власти.

  Осенью 1918 г. в Гжели открылась профшкола ИЗО Наркомпроса, ставшая преемницей рисовальных классов – филиала Строгановского училища. 1918 г. – мастерские реорганизуются в профшколу ИЗО Наркомпроса по адресу: ст. Гжель Московско-Казанской ж.д., Московской губернии, Бронницкого уезда, д. Новохаритоново. Советское государство, создавшее профшколу, регулировало ее деятельность в соответствии с задачами строительства социализма и, как показал анализ работы школы, весьма успешно.

7

Здание, в котором располагалась
Гжельская керамическая школа

  В 1923 г. профшкола ИЗО Наркомпроса была переименована в Гжельскую керамическую школу. В период 1923 – 1924 гг. школа начала развивать свое производство, что позволило улучшить материально-техническую базу. Школа арендует местные заводы, где выпускает керамическую продукцию и организует учебные мастерские.

  Заведующей керамической школой в 1924 г. стала Прасковья Григорьевна Алешина, студентка строгановского училища, которая руководила школой неполные 3 года и за это время внесла большой вклад в ее развитие.

8

 
АЛЕШИНА ПРАСКОВЬЯ ГРИГОРЬЕВНА
заведующая Гжельской керамической школой
 

  Учебный план керамической школы обеспечивал всестороннее и сбалансированное профессиональное образование начального уровня. Помимо рисунка, живописи и скульптуры, программа школы включала ряд технических дисциплин, точные науки, родную речь и литературу, общественно-политические дисциплины, а также практические занятия в учебных мастерских.

  В числе преподавателей школы были известные художники-керамисты Монаховы Егор Васильевич и Харлампий Егорович, выпускники Строгановского училища, родившиеся на гжельской земле и посвятившие себя искусству керамики.

9

МОНАХОВ ЕГОР ВАСИЛЬЕВИЧ
преподаватель Гжельской керамической школы 

  В начале 1925 г. школа стала называться Гжельскими керамическими учебными мастерскими и руководство берет курс на развитие научно-исследовательской работы, заявляет о своих планах стать научным центром керамической промышленности в масштабах страны. К концу 1926 г. Гжельские мастерские по выполняемым функциям стали представлять собой достаточно успешную научно-педагогическую организацию с собственной производственной базой.

10

 
Учащиеся Гжельских керамических мастерских  

  В 1926 г. Гжельские учебные мастерские реорганизуются в Школу кустарного ученичества. Это преобразование не вызвало значительных изменений в жизни школы, учебном процессе. Практически не изменились учебные планы, также продолжало работать школьное производство. Школа представляла собой сложившееся учебное заведение, имеющее свою историю и авторитет в системе народного образования.

  Во второй половине 1920-х гг. государство берет курс на индустриализацию и направленность обучения в Гжельской школе меняется. Появляются новые предметы, связанные, главным образом, не с художественным творчеством, а с технологией силикатов. На рубеже 1920–1930 гг. происходит полемика относительно дальнейшей судьбы образования в Гжели, результатом которой стал отказ от его художественной составляющей, и преобразования Гжельской керамической школы кустарного ученичества в Гжельский керамический техникум.

  Первым директором техникума был Михаил Александрович Карев, выпускник Гжельской керамической школы.

11

 
КАРЕВ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ
первый директор техникума
 

  Началось строительство нового здания техникума. Здание строили сами учащиеся техникума, тем не менее, оно простояло 50 лет.

12

 

  Будущие мастера-керамисты на строительстве техникума.
Фото 1930-х гг.

 

  С момента открытия в 1931 г. техникум не испытывал недостатка в студентах, число которых неизменно росло. Техникум вел научно-экспериментальную работу, результатом которой становились разработки современных технологий, создание новых образцов керамических изделий.

13

Гжельский техникум. Фото 1930-х гг. 

  Здание было двухэтажным кирпичным, располагалось на территории более двух гектаров. В комплекс техникума входили: спортзал, мастерские, общежитие, дом для преподавателей, складские помещения, столовая, конюшня и т.д.

  Первый выпуск в 1935 г. составил 46 чел. специалистов-технологов по керамике.

14

 
Первый выпуск техников-технологов. 1935 г.  

  Техникум проработал недолго: согласно имеющимся документам, в 1937 г. он был переведен в Ленинград. Несмотря на это, можно утверждать, что в довоенные годы техникум со своей задачей справился, организуя постоянный, пусть и недолгий, выпуск мастеров-керамистов, так необходимых для интенсивного развития промышленности в СССР. Потребность в специалистах, которых готовила Гжельская школа, ощущалась и после перевода техникума в Ленинград, и уже в 1944 г., еще до окончания Великой Отечественной войны, Гжельский керамический техникум был вновь открыт, чтобы уже не закрываться вплоть до сегодняшнего дня.

  В архивном управлении г. Раменское сохранилась копия приказа о возобновлении работы Гжельского силикатно-керамического техникума и о начале приема по специальностям: технология керамических и вяжущих строительных материалов (50 чел.) и технология силикатов (50 чел).

15

 
Приказ об открытии техникума. 1944 г.  

  На слайде представлена группа технологов первого послевоенного набора.

16

 
Группа технологов первого послевоенного набора. 02.04.1946 г.  

  До 1948 г. в техникуме велась подготовка по этим специальностям, а в 1948 году была открыта специальность Промышленное и гражданское строительство с присвоением квалификации техник-строитель.

  В 1944 г. по инициативе НИИ художественной промышленности начинается работа по восстановлению народного художественного промысла в Гжели. Эту работу возглавил ученый, известный исследователь русской керамики, автор «азбуки мазков» Александр Борисович Салтыков.

17

 
САЛТЫКОВ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ
советский искусствовед, автор гжельской «азбуки мазков»
 

  Проводником его идей среди гжельских живописцев стала художница Наталия Ивановна Бессарабова, лауреат Государственной премии РСФСР. В 40-50 гг. XX века творческие находки художников становятся достоянием народных промыслов.

18

 
БЕССАРАБОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
член Союза художников СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Репина
 

  Народные промыслы возрождаются и этот процесс активно поддерживается государством. В 1957 г. в техникуме открывается новая специальность Художественная керамика, выпускники получают квалификацию художник-мастер. Преподавателями были известные художники Людмила Павловна Азарова (скульптура), Нина Рафаиловна Буданова (история искусств), Павел Юрьевич Демидовский (композиция и рисунок).

19

 
АЗАРОВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА
народный художник России,
лауреат государственной премии РСФСР имени И. Репина, преподаватель Гжельского техникума в 1960-е годы
 

  На слайде представлена учебная группа художников набора 1957 г. с классным руководителем Сосиным и преподавателем Азаровой, которая прошла большой творческий путь, стала народным художником России, лауреатом Государственной премии РСФСР.

20

 

Л. П. Азарова со своими учениками, студентами Гжельского техникума

 

  Среди студентов, обучавшихся на художественном отделении в те годы, особо следует выделить заслуженного художника Российской Федерации Александра Николаевича Федотова, который с 1970 по 2017 гг. работал главным художником в Объединении «Гжель» и «Синь России», заслуженного художника Российской Федерации Владимира Александровича Петрова, длительное время возглавлявшего творческую группу в Объединении «Гжель», народного мастера «гжельского самородка» лауреата Государственной премии Российской федерации Геннадия Васильевича Денисова, лауреата Государственной премии РСФСР Зинаиду Васильевну Окулову.

21 

 
ПЕТРОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Заслуженный художник Российской Федерации
 
   
22   
ФЕДОТОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
Заслуженный художник Российской Федерации
 
   

23 

 
ДЕНИСОВ ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
на вручении Государственной премии Российской Федерации в Георгиевском зале Московского Кремля
 
   
24   
ОКУЛОВА ЗИНАИДА ВАСИЛЬЕВНА
член Союза художников СССР, лауреат Государственной премии имени И. Репина, кавалер ордена «Дружба народов»
 

  Подготовка художников-мастеров велась до 1962 года, когда эта специальность была передана Абрамцевскому художественному училищу.

  Занятия проводились в здании, построенном в начале 30-х годов, силами студентов на территории техникума были построены одноэтажные технологические мастерские с горном для обжига, в которых у студентов технологического и художественного отделений проводились практические занятия и учебная практика по специальности.

25

 

Производственная практика. 1959 г.

 

  В учебном корпусе на 2 этаже располагались учебные кабинеты, а на первом этаже – химические и технологические лаборатории, актовый зал, библиотека и административные помещения. Спортивный зал и студенческое общежитие, в строительстве которых самое активное участие принимали студенты, располагались на территории техникума отдельно от учебного корпуса. И хотя в те годы условия для проживания и получения образования не были столь комфортабельными, как сейчас, студенты с большим упорством и трудолюбием относились к обучению по выбранным ими специальностям. Примером может служить выпускник строительного отделения техникума 1967 г. Демин Владимир Федорович, который с 1996 г. по 2016 г. являлся главой Раменского района. В настоящее время В. Ф. Дёмин является главой городского поселения Раменское и председателем Совета депутатов Раменского муниципального района.

26

 
ДЕМИН ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ
На праздновании дня студента
 

  Увеличение количества обучающихся поставило вопрос о строительстве нового учебного корпуса и двух современных общежитий. Проект нового корпуса был привезен Александрой Федоровной Зима-Гайворонской и Аллой Александровной Андреевой из Мосгражданпроекта (г. Жуковский). Крыльцо было сделано фирмой «Строитель», которой руководил выпускник техникума Евгений Викторович Серегин. В дальнейшем доктор экономических наук Е. В. Серегин длительное время был Министром строительства Московской области, а с 2010 г. является главой города Лыткарино.

  В 1970 г. началось строительство нового комплекса. Руководил строительством нового учебного комплекса директор техникума Заслуженный учитель России, участник Великой Отечественной войны Борис Михайлович Пищик.

  Сохраняя традиции, комсомольская организация выступила с инициативой: «Каждому студенту отработать безвозмездно на строительстве нового комплекса техникума по 40 часов».

  1 сентября 1980 г. начались учебные занятия в новом здании.

27

 
1 сентября 1980 г. начались занятия в новом учебном корпусе  

  Новый комплекс был оснащен современным учебным и лабораторным оборудованием: современный лингафонный кабинет, укомплектованная лаборатория аналитической химии, созданы условия для практического обучения.

  За этот период возобновилась подготовка по специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (с 1982 г.), началась подготовка по специальностям Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (1986 г.), Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (1987 г.).

  Листая страницы истории, необходимо сказать о людях, благодаря которым создавалась слава нашего учебного заведения. Это первые студенты набора 1948 г. Федяшин Виктор Сергеевич, Волков Александр Никитович, Артюхин Владимир Миронович и многие другие, ставшие отличными специалистами.

  Это преподаватели строительных дисциплин: Неелов Вадим Александрович – автор 32 книг, переведенных на 16 языков мира; отличники среднего специального образования Андреев Борис Егорович, Панасик Геннадий Сергеевич, Панасик Лидия Дмитриевна, Лобов Михаил Александрович, к.п.н. Андреева Алла Александровна. Классные руководители Пыка Антонина Ивановна, Копылова Лилия Павловна, Наседкин Виктор Дмитриевич и многие другие.

28

 

Педагогический коллектив

 

  За историю техникума 15 студенческих отрядов работали на стройках Казахстана, уборке урожая в Молдавии, стройках Подмосковья и Раменского района, студотряды стали школой воспитания трудолюбия, школой студенческого братства.

29

 

  В 1991 г. техникум был реорганизован в Гжельский художественно-промышленный колледж.

  Руководство колледжа приняло решение начать подготовку студентов по специальности среднего профессионального образования Туризм. Возглавила отделение Вера Филипповна Курбанова, последующие четыре года возглавляла туристское отделение Татьяна Борисовна Лисицына.

  В 2000 г. при поддержке заместителя начальника УВД Раменского района полковника милиции, выпускника Гжельского техникума Казакова Виктора Павловича, была открыта подготовка по новой специальности Правоведение и сделан первый набор. Большой вклад в становление отделения внесла заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук Суходолова Елена Павловна, которая уже более 11 лет является проректором по воспитательной и социальной работе.

  Успехи профессионального образования были признаны на государственном уровне и в 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации «За создание региональной системы непрерывного образования и воспитания молодого поколения народного художественного промысла Гжель директор колледжа Логинов В. М.. и первый заместитель директора Андреева А. А. были удостоены Государственной премии Российской Федерации в области образования.

30

 
За создание региональной системы непрерывного образования и воспитания молодого поколения народного художественного промысла «Гжель» Директор колледжа Логинов В.М. и первый заместитель директора Андреева А.А. были удостоены Государственной премии Российской Федерации в области образования.   

  С конца 1990-х гг. руководство колледжа, анализируя опыт по реализации образовательных программ среднего образования, имея практику подготовки специалистов высшего образования в колледже как опорном пункте вузов, неоднократно ставило вопрос о реорганизации колледжа в институт.

  Решение о реорганизации Гжельского художественно-промышленного колледжа в Гжельский государственный художественно-промышленный институт было принято распоряжением Правительства Российской Федерации 4 апреля 2002 г. за № 430-р. Колледж был сохранен как структурное подразделение института, выполняющее функции двух ступеней подготовки специалистов в региональной системе непрерывного образования.

  Ректором института стал Виктор Михайлович Логинов, доктор педагогических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии Российской Федерации. Первым проректором стала Андреева Алла Александровна, кандидат педагогических наук, Лауреат Государственной премии в области образования, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации.

31
ЛОГИНОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ
доктор педагогических наук, профессор Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР и премии правительства РФ
 

32

 
АНДРЕЕВА АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА
кандидат педагогических наук, доцент заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии в области образования

  Колледж был сохранен как структурное подразделение института. В настоящее время директором колледжа является заслуженный учитель России Тамара Гейдаровна Колонина.

33

 
КОЛОНИНА ТАМАРА ГЕЙДАРОВНА
Заслуженный учитель Российской федерации, Почетный работник среднего профессионального образования, ветеран труда
 

  В 2003 г. на должность проректора по учебной работе был назначен Борис Владимирович Илькевич, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации, имеющий двадцатилетний опыт работы в высшей школе. В апреле 2008 года он стал ректором института.

2

 

ИЛЬКЕВИЧ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ
ректор Гжельского государственного университета,доктор педагогических наук, профессор,Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

 

  Учебно-воспитательный процесс постоянно совершенствовался, было открыто много специальностей и направлений профессиональной подготовки, магистратура, аспирантура.

  29 апреля 2015 года институт был переименован в Гжельский государственный университет.

 

 

 

 

  1898/1899 -1931 от рисовального класса в Речицком школьном районе к техникуму 

  Становление художественного образования в Гжели прошло вековую историю от открытия рисовального класса Строгановского художественно-промышленного училища в Речицком школьном районе в 1898-1899 гг. году до Гжельского художественно-промышленного института созданного в результате реорганизации колледжа по распоряжению Правительства Российской Федерации в 2002 году.  Подробнее...


 

  1931-1988 - Гжельский керамический техникум, Гжельский силикатно-керамический техникум 
1931г - реорганизация школы кустарного ученичества в Гжельский керамический техникум. Первым директором был наш земляк Карев Михаил Александрович - инициатор и участник строительства Гжельского техникума. Подробнее..


 
 1988-2002 Гжельский художественно-промышленный техникум, Гжельский художественно-промышленный колледж 
Новый комплекс был оснащен современным учебным и лабораторным оборудованием, созданы условия для практического обучения. Подробнее..


 

  2002-2019 – Колледж становится структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Гжельский государственный университет»

  Решение о реорганизации ФГБОУ ВПО «Гжельский художественно-промышленный институт» в ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» было принято приказом Министерства образования и науки РФ от 29 апреля 2015 г. за № 451. Подробнее..